Социальная технология живого моделирования в изучении и консалтинге организаций

Социальная технология живого моделирования в изучении и консалтинге организаций

Социальная технология живого моделирования в изучении и консалтинге организаций

Актуальность исследования

Изучение организаций является одним из наиболее быстро развивающихся направлений социологии управления. Одна из причин этого в том, что именно организации являются тем типом социальных систем, в рамках которых люди объединяются для осуществления совместной деятельности. От эффективности организаций зависит личное благополучие и успех каждого работника организации, а в конечном итоге – каждого экономически активного члена общества.  Поэтому теория и технология успешного развития организаций приобретает большую ценность в глазах современного общества.

Вопросы изучения закономерностей развития организаций, способов их адаптации к меняющемуся миру, оптимального управления, эффективного развития, планирования деятельности и анализа достигнутых результатов находятся в центре внимания многих исследователей.

Настоящее исследование – это еще один шаг в этом направлении. Нами разработана социальная технология, используя которую оказывается возможным эффективно проектировать и внедрять разнообразные организационные инновации, управляемо изменять систему управления и систему коллективной деятельности с целью обеспечения необходимого уровня эффективности организации.

Существуют фундаментальные теоретические труды, в которых обобщен опыт развития многих сотен организаций, однако для каждой конкретной организации эта информация, как правило, представляется слишком общей и теоретической.

Существуют описания тысяч управленческих ситуаций, которые возникали в разных организациях в разное время. Но каждая конкретная управленческая ситуация содержит в себе особенности, делающие невозможным прямой перенос чужого опыта в собственную практику.

Разработанная нами социальная технология обогащает социологию управления и социологию организаций достаточно эффективным, компактным и убедительным методом экспериментального изучения организаций и систем управления ими. С помощью нашей социальной технологии, которая называется «живое моделирование коллективной деятельности», оказывается возможным проводить полноценные социальные эксперименты с репрезентативными моделями организаций.

В ходе экспериментов оказывается возможным смоделировать последствия тех или иных управленческих решений для организации в целом. Моделирование отличается от стандартного социологического инструментария (выборка, анкетирование или интервьюирование, обработка полученной информации статистическими методами, ее интерпретация и выводы[1]), прежде всего тем, что:

1) результатом моделирования являются не вероятностные гипотезы, а однозначные результаты экспериментов;

2) в процессе экспериментального изучения проявляются естественные для данной организации тенденции, направления и варианты развития системы коллективной деятельности и системы управления, которые не были предусмотрены социологом заранее, таким образом, изучение социальной природы организации происходит на более глубоком уровне;

3) в процессе живого моделирования формируется эффективная команда менеджеров и сотрудников, заинтересованная во внедрении варианта инноваций, который был выбран из числа многих возможных. Таким образом, живое моделирование является не только социальной технологией изучения организаций, но и эффективной социальной технологией консалтинга.

Главный плюс социальной технологии живого моделирования состоит в том, что оказывается возможным не только экспериментальное изучение коллективной деятельности и системы управления организации, но и научное управление развитием организации, основанное на результатах экспериментов, а не на вероятностных гипотезах.

История социологии насчитывает множество эпизодов, когда исследователи ставили эксперименты над организациями. Например, знаменитый Хотторнский эксперимент Э.Мэйо положил начало созданию теории менеджмента. Эффект, полученный в ходе этого отдельного эксперимента, делает задачу разработки экспериментальной технологии изучения организаций еще более актуальной: ведь тогда эксперименты, подобные Хотторнскому, могут осуществляться буквально в каждой организации и могут принести плоды и эффекты, не менее значимые.

Экспериментальные методы развивались в социальной психологии. В частности, отметим исследования Д.Кэмпбелла[2] и В.А.Лефевра[3]. Г.М.Андреева во вступительной статье к книге Д.Кэмпбелла, пишет: «Среди многообразных проблем методологии научного познания, пожалуй, нет более актуальной и дискуссионной, чем проблема использования экспериментального метода в социальных науках. Основным вопросом, который поднимается в ходе дискуссий, является вопрос о том, могут ли социальные – а также в раде случаев и гуманитарные – науки достичь того статуса «истинной» науки, основным методом которой является эксперимент, и, соответственно, могут ли эти науки получать знание, добытое экспериментальным путем»[4].

Социальная технология экспериментального изучения организаций  м систем управления, описанная в настоящем исследовании, может применяться социологами, консультантами по управлению, управленцами и другими специалистами, заинтересованными в повышении эффективности организаций.

Как и всякая экспериментальная технология, живое моделирование позволяет проводить эксперименты и получать повторяющиеся (и воспроизводимые) результаты, а также исследовать последствия тех или иных управленческих решений и  подбирать условия, в которых репрезентативная модель организации будет функционировать желаемым образом.

В ходе проведения экспериментов также оказывается возможным построение теоретической модели изучаемой организации, на основе которой может в дальнейшем осуществляться логическое и математическое моделирование. Подходы к построению теоретической модели также описаны в настоящем диссертационном исследовании.

Объект исследования

Объектом настоящего исследования является система управления организацией и возможности ее развития с целью повышения эффективности коллективной деятельности.

Под системой управления автор понимает систему должностных обязанностей, полномочий, ответственности, а также материальных стимулов, обеспечивающих осуществление системы коллективной деятельности организации.

Эффективность организации – относительное понятие, содержание которого для каждой организации может иметь свои особенности. Однако, в любом случае эффективность организации является измеримой величиной. Эта величина позволяет сравнивать результаты коллективной деятельности организации до и после произведенных изменений в системе управления.

Предмет исследования

Предметом настоящего исследования стало экспериментальное изучение индивидуальной и коллективной деятельности людей, являющихся сотрудниками организации, а также изучение способов, посредством которых сотрудники организации соорганизуют свои индивидуальные деятельности в коллективную деятельность.

Также предметом настоящего исследования стало экспериментальное изучение условий, которые обеспечивают большую эффективность коллективной деятельности. Таким образом, настоящее исследование является теоретическим фундаментом эффективной технологии консалтинга систем управления.

Экспериментальное изучение условий, обеспечивающих большую эффективность коллективной деятельности, естественным образом привело нас к созданию авторской социальной технологии консалтинга организаций, которая была названа «живое моделирование коллективной деятельности».

Использование живого моделирования для экспериментального изучения и консалтинга организаций позволило автору исследовать возможности теоретического (логического и математического) моделирования систем управления организациями, что также стало составной частью предмета настоящего исследования.

Цель исследования

Экспериментально исследовать системы управления организациями в процессе моделирования коллективной деятельности, определить условия повышения эффективности коллективной деятельности, проявить влияние свойств социального пространства на характеристики коллективной деятельности, а также сформулировать подходы к построенрию теоретической модели организации.

Одной из целей настоящего исследования является разработка концепции социального пространства организации и концепции системы деятельности индивидуальных и коллективных субъектов.

 

Гипотезы, лежащие в основе диссертационного исследования

1. Возможность построения социальной технологии экспериментального изучения организаций и систем управления организациями. Предполагая такую возможность, автор тем самым предполагает, что социология управления может по своим методам еще на один шаг приблизиться к методам естественных наук.

2. Система управления организацией и уровень эффективности коллективной деятельности ее сотрудников тесно связаны друг с другом. Изменяя систему управления, мы, тем самым, изменяем уровень эффективности коллективной деятельности.

3. Соорганизация индивидуальных деятельностей и превращение их в коллективную деятельность – это системообразующий процесс, который должна обеспечивать система управления организацией. Этот процесс познаваем и может быть технологизирован.

4. Располагая результатами экспериментов с данной системой управления, оказывается возможным построить теоретическую модель конкретной организации.

5. Существует социальное пространство, в котором осуществляются социальные взаимодействия людей и в котором организация может быть проявлена как система, то есть целостность, состоящая из элементов. Это пространство имеет свойства и особенности, которые проявляются в ходе социальных экспериментов и оказывают влияние на взаимодействие субъектов деятельности.

Правомерно говорить о социальном пространстве организации, внутри которого располагаются субъекты деятельности, населяющие данную организацию.

Поясним гипотезу о социальном пространстве.

Если рассматривать организацию как социальную систему, то где и как именно она проявляет себя в качестве системы[5]?

Рассматривая географическое расположение организации в физическом пространстве, мы обнаруживаем, что организация представляет собой комплекс помещений, рабочих мест, техники, людей, которые могут быть собраны в одном месте, а могут быть разбросаны по разным городам и странам. При этом в контексте физического пространства все эти люди, здания, сооружения не представляют собой целостной системы физических объектов.

Если бы наблюдатель мог ограничивать свое внимание только областью физического пространства, он, рассматривая организацию, увидел бы просто набор объектов, физически никак не связанных друг с другом.

В биологическом пространстве организация также не представляет собой единой биологической системы.

Мы предположили, что связи, делающие эти объекты частями единой социальной системы (организации) пролегают не в физическом и не в биологическом пространстве, а в некотором другом пространстве, которое мы назвали социальным.

Таким образом, в ходе работы над темой нам пришлось допустить существование социального пространства, в котором организация проявляется именно как социальная система, то есть как целостность, состоящая из элементов, каждый из которых прямо или косвенно связан с другими элементами. При этом социальная система имеет интегральные характеристики, которые не совпадают с характеристиками отдельных элементов и их подмножеств. Эти интегральные характеристики также проявляются не в физическом, а в социальном пространстве.

Таким образом, мы предположили, что наблюдать организацию как целостную социальную систему можно в социальном пространстве. «Социальное пространство» – термин не новый. Он был введен в научный обиход еще П.Сорокиным. Концепции социального пространства, созданные другими исследователями, рассмотрены во второй главе настоящего исследования, в которой разработана концепция социального пространства организации.

Каждый из нас, будучи человеком, пребывает одновременно и в биологическом, и в физическом и в социальном пространстве. В каждом из пространств наши характеристики различны. В физическом мире мы – физические тела, обладающие массой, электрическим сопротивлением и другими физическими характеристиками. В биологическом пространстве мы – биологические организмы с соответствующим набором функций для выживания и размножения, элементы биологических систем. В социальном пространстве мы – статусы, субъекты деятельности, элементы социальных систем. Кроме того, человек, по-видимому, находится еще в нескольких пространствах, в частности, в ментальном, в  котором мы – мыслящие существа. Разумеется, законы природы в каждом пространстве принципиально различаются.

Социальное пространство по своим свойствам значительно отличается от физического пространства. Известно, что свойства пространства (его непрерывность, изоморфность, искривленность) могут оказывать значительное влияние на идущие в нем физические процессы. В этом смысле физика является следствием геометрии[6].

Социальное пространство имеет несколько иную геометрию, чем физическое. Скажем, социально близкие (в любом контексте) люди могут быть разнесены в физическом пространстве на любое расстояние. Но расстояние между ними в социальном пространстве от этого не изменится. В социальном пространстве присутствуют иерархия, знаки различия, которые маркируют области социального пространства через систему социальных знаков и символов.

Таким образом, сравнивая социальное пространство с физическим, мы можем сделать вывод о том, что социальное пространство неоднородно. Оно имеет структуру, и эта структура напрямую связана с теми знаками и символами, которыми субъекты социального пространства его маркируют.

Кроме того, социальное пространство является своеобразной ареной, на которой субъекты и социальные системы взаимодействуют друг с другом. Именно в социальном пространстве осуществляются те виды деятельности, которые связаны с управлением коллективной деятельностью субъектов, именно в социальном пространстве осуществляется деловая коммуникация между субъектами.

Мы предполагали, что если мы в ходе экспериментальных исследований сумеем четко различать те аспекты рассмотрения субъектов и социальных систем (в том числе организаций), которые проявляются в социальном пространстве от тех, которые проявляются в ментальном, физическом и в других пространствах, мы сумеем наблюдать свойства социального пространства, которые определяют динамику, взаимодействие и расположение субъектов в социальном пространстве организации.

В частности, деловая коммуникация в физическом пространстве проявляется как картина накладывающихся друг на друга акустических волн, в ментальном пространстве она представляет собой комплекс значений и смыслов, порождаемых мыслящими субъектами, а в социальном пространстве деловая коммуникация становится одним из инструментов воздействия субъектов друг на друга. Иными словами, в социальном пространстве слово становится действием, в ментальном оно получает значение и смысл, а в физическом слово – просто пакет акустических волн.

Сам феномен управления может быть описан только в контексте социального пространства. Поскольку управление является одной из разновидностей межсубъектных взаимодействий.

Деятельность также распылена по многим пространствам. В физическом пространстве деятельность может быть описана как оперирование с предметами физического мира (рабочий обрабатывает деталь на станке), в социальном пространстве деятельность – это прежде всего кооперация одного человека с другим или управление субъектов друг другом (деталь делается с учетом технологических требований, составленных инженерами и технологами и передается для дальнейших операций другому рабочему в указанные сроки, ее изготовление включено в утвержденный план производства и т.д.), в ментальном пространстве деятельность – это принципиальная схема оперирования с предметами физического пространства или принципиальная схема взаимодействия субъектов друг с другом.

Выделяя только тот аспект деятельности, который относится к социальному пространству, мы получаем возможность оперировать теми условиями, которые делают взаимодействие, кооперацию и управление наиболее эффективными.

Особо хочется подчеркнуть, что мы изучали только деловой контекст взаимодействия и управления, то есть контекст, содержащий смыслы и значения, относящиеся к совместной деятельности группы людей в рамках организации.

В реальной жизни людям свойственно смешивать в единый коктейль контексты всех пространств, которые они населяют. Поэтому свойства социального пространства, которые описаны во второй и третьей главах настоящей работы, в чистом виде проявляются только в ходе модельных экспериментов.

По сути, живая модель коллективной деятельности является моделью социального пространства конкретной организации.

Задачи диссертационного исследования

1. Разработать  социальную технологию экспериментального изучения и консалтинга организаций и систем управления организациями и опробовать ее в процессе управленческого консалтинга.

2. Изучить свойства социального пространства организации, разработать концепцию социального пространства и концепцию системы деятельности.

3. Разработать подходы к построению теоретической модели организации.

Методологическая основа работы

В процессе нашей работы мы опирались на системный подход, рефлексивную методологию, и на наш опыт консалтинга более чем ста организаций за период 1996-2009 гг.

Системный подход позволяет, исследуя системы и универсальные законы их развития, проводить аналогии между системами, являющимися предметом исследования разных наук (Л. фон Берталанфи, А.И.Уемов, Ю.А.Урманцев, М. Месарович, Садовский В.Н., Пригожин И.Р., Пригожин А.И. и др.).

Рефлексивная методология является одной из теоретических основ той социальной технологии, которая лежит в основе разработанного нами экспериментального метода в социологии (В.А.Лефевр, Г.П.Щедровицкий, О.С.Анисимов, О.Генисаретский, М.Мамардашвили, Ю.Л.Котляревский, А.С.Шанцер и др.).

В настоящей работе широко использованы исследования природы власти и социальных конфликтов, проведенные в 1990-е годы А.Г.Здравомысловым, а также концепция деятельности, разработанная в 1970-е годы А.Н.Леонтьевым, которая признается в современной психологии как наиболее системная и полная.


Этот инструментарий в значительной степени был  унаследован еще от эмпирической школы (развивавшейся наиболее активно в 1920-1940-е годы в США

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб, 1996 – 392 с.

Лефевр В.А. Алгебра совести. М.,2003 – 412 с.

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб, 1996, с.5.

Агошкова Е.Б., Ахлибининский Б.В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии. – 1998. – №7. С.170-179

P.O. ди Бартини, П.Г. Кузнецов Множественность геометрий и множественность физик. // Труды семинара “Кибернетика электроэнергетических систем”. Брянск, 1974. с.4-9

SociumAdmin